За последние десятилетия, применение четырехтактных подвесных лодочных моторов, становится все более популярным, и охватывает не только сферу любительского применения, но и завоевывает прочные позиции в использовании государственного маломерного флота, а также, в коммерческом использовании.
Несмотря на более высокую цену и больший вес, чем 2 –х тактные лодочные моторы, четырехтактные лодочные моторы не требуют предварительного смешивания масла с топливом, и позволяют получить существенную экономию в расходе топлива, что скрашивает разницу в цене, в течении двух –трех сезонов эксплуатации.
Кроме этого, четырехтактники, имеют более низкий уровень шума и задымленности, что в сочетании со всеми остальными факторами обеспечивает им устойчивый рост популярности среди любителей водных видов отдыха.
Основные виды подвесных 4-х тактных моторов.
В современной классификации, принято различать четыре основных вида подвесных лодочных моторов – портативные, малые, средние, а также, моторы большой мощности.
Портативные моторы мощностью 2.5 -3.5 л.с
Востребованные модели подвесных лодочных моторов, обладающие небольшим весом, который позволяет переносить их одним человеком, эти моторы как правило, имеют встроенный топливный бак вместимостью до двух литров топлива, что позволяет использовать подвесной мотор на протяжении нескольких часов.
Портативные моторы не имеют возможности подключения функции дистанционного управления, а управление двигателем происходит при помощи румпеля, на котором и размещены все органы управления, за исключением рукоятки холодного запуска двигателя.
Портативные лодочные моторы позволяют комфортное передвижение на надувных резиновых лодках в глиссирующем режиме, с общей массой пассажира и груза до 200 кг, и не требуют наличия прав на управление маломерным судном.
Малые лодочные моторы мощностью 4 - 25 л.с
Пожалуй, самая востребованная разновидность подвесных моторов, используемая для установки как на надувные лодки, так и на небольшие, цельнометаллические катера, малые моторы, также часто используются в качестве вспомогательного движителя на небольших парусных яхтах, и катамаранах.
В малых подвесных моторах, уже возможно использование электронной системы зажигания, автоматического запуска двигателя, а также, установка системы дистанционного управления, позволяющей управлять лодкой, или катером без применения румпеля.
Стоит отметить, что, моторы мощностью до 5 л.с включительно, не требуют наличия прав и востребованы среди владельцев небольших надувных лодок, кроме этого, практически все производители оснащают моторы этой мощности встроенным топливным баком с возможностью подключения основного топливного бака.
Лодочные моторы средней мощности 30 - 115 л.с
Эти полнофункциональные, высокотехнологичные подвесные моторы используются для установки на большие лодки из ПВХ, цельнометаллические и пластиковые катера средней грузоподъемности, а также на надувные лодки типа РИБ.
Моторы средней мощности не имеют встроенного топливного бака, подача бензина осуществляется исключительно из внешнего бака, оснащенного дополнительным топливным фильтром.
Эти моторы, как правило имеющие два цилиндра, оснащаются электронным зажиганием и электронной системой впрыска топлива, кроме того, на все моторы средней мощности предусмотрена установка системы дистанционного управления, а также, системы гидравлического подъема и опускания двигателя.
Лодочные моторы большой мощности от 150 л.с
Эта топовая линейка моторов, которая воплощает в себе самые последние достижения технологического прогресса, применяется в качестве подвесных двигателей на катерах и яхтах большой грузоподъемности, а возможность синхронизации работы двигателей, позволяет производить одновременную установку четырех моторов на одно плавсредство.
Как правило, на таких моторах применяется прямой впрыск топлива, и устанавливается система автоматического контроля за работой мотора, система обогащения топливной смеси, а также, система аварийной сигнализации предупреждающая о возможных неполадках и неисправностях в работе двигателя.
Все моторы большой мощности оснащаются исключительно системой дистанционного управления двигателем, и гидравлическим подъемником двигателя.
Различия 4-х тактных подвесных моторов по типу движителя
Подвесные четырехтактные моторы подразделяются на два основных вида по типу используемого движителя – водометные, и винтовые, каждый из этих видов имеет свои конструктивные особенности, а также, особенности эксплуатации, и предназначены для использования в различных водных условиях.
Винтовые движители
В качестве движителя на этих подвесных моторах, применяются различные типы винтов, которые при установке на один и тот же двигатель могут обеспечивать совершенно различные тяговые и скоростные характеристики.
В основном, на четырехтактники, устанавливаются винты различного шага и с различной формой и количеством лопастей.
Водометные движители.
4 –х тактные моторы оснащенные стационарным водометным движителем предназначены для эксплуатации в условиях мелководья, при движении по горным рекам, а также, при эксплуатации в загрязненной водной среде, когда количество подводной растительности не позволяет полноценно и безопасно использовать моторы с лопастными движителями.
КПД у водометных моторов, значительно ниже, чем у моторов оснащенных обычным винтом, поэтому, расход топлива в водометных подвесных моторах значительно выше, чем у винтовых.
Кроме полноценных водометных четырехтактных моторов, уже изначально сконструированных под этот тип движителя, существуют специальные водометные насадки, позволяющие превратить подвесной винтовой мотор с винтовым движителем в водометный двигатель.
Такие насадки пользуются спросом у любителей путешествовать по горным рекам, а также, рекам с небольшой глубиной и извилистым фарватером, полным естественных препятствий.
Как правило, установка водометной насадки не отнимает значительного количества времени, и может производиться силами одного –двух человек в полевых условиях.
Особенности эксплуатации
Особенностью эксплуатации 4 –х тактных подвесных лодочных моторов, является повышенная требовательность к качеству топлива, и устойчивая работа системы охлаждения двигателя, замена масла в двигателе, должна производиться как правило через 200 ходовых часов, или один раз в году, замена свечей зажигания также производиться совместно с заменой масла, а проведение технических и регламентных работ, желательно доверять квалифицированным специалистам на специализированных сервисах.
При подготовке к зимнему хранению, мотор следует тщательно вымыть с внешней стороны, и очистить от грязи и пыли внутреннее пространство мотора, само хранение следует производить в сухом и отапливаемом помещении, в вертикальном положении, не допуская нагрузки на винт.
Недостатки 4-х тактных подвесных лодочных моторов
Наиболее существенным недостатком 4 –х тактных подвесных моторов, оппоненты из числа поклонников двухтактников называют невозможность транспортировки четырехтактного мотора в любом положении.
Это обстоятельство обусловлено особеностями конструкции 4 –х такников, которые можно транспортировать лишь в вертикальном положении, либо на одном боку.
Однако, даже при вынужденной неправильной транспортировке мотора, достаточно дать ему постоять в вертикальном положении два-три часа, после чего, можно смело устанавливать и заводить двигатель.
Вторым недостатком по мнению оппонентов является более большой вес 4 –х тактных лодочных моторов, однако, если на моторах мощностью до 5 л.с, которые можно переносить одному этот факт и играет небольшую роль, то на моторах с большей мощностью, которые устанавливаются и снимаются с лодки один –два раза за сезон, это обстоятельство полностью нивелируется и не может служить недостатком 4 –х тактного подвесного мотора.